(Уэйн Мартин Бельгер слева, справа Джоэл-Питер Уиткин)
Многие люди до сих пор боятся, когда на них направляют фотоаппарат. Да и те, которые не испытывают страха, настоящие смельчаки, все равно что-то такое неприятное, отдающее мистикой переживают когда щелкает затвор. Фотоаппарат, все же изымает из нашего тела частичку души. Американский фотограф Уэйн Мартин Бельгер как раз эти свойства фотокамеры решил изучить, а затем дифференцированно подойти к их мистическим функциям. Он начал создавать специальные фотоаппараты для изучения невидимых миров. Проникновения в их глубины, для общения с умершими людьми и понимания причин их ухода. Понятно, что такие камеры не могли быть похожими на привычные нам зеркалки и дальномерки. Да и материалы, из которых надо было делать такие фотоаппараты должны быть совершенно особенными. Например, черепа людей, и желательно умерших насильственной смертью много столетий назад, семена, кости людей и животных, насекомые, кровь, ВИЧ инфицированная кровь, оргстекло, сердца детей, священные книги, ртуть, сталь, алюминий, драгоценные камни, стекло, формальдегид и многое другое. Уэйн считает, что каждая деталь фотоаппарата обладает уникальной силой и когда энергии всех частей камеры соединяются, смешиваются, получается это самое проникновение, взгляд в ту суть, которая простому глазу и не видна. Уэйн Мартин Бельгер делает пинхолы. Дырка и больше ничего. Эмульсия пленки дышит тем же воздухом, что и объект съемки. Между ними нет стекол, нет ничего, что ломало бы и преобразовывало свет. Прямой контакт приближает к истине, верит фотограф. Над каждым фотоаппаратом мастер работает долго, кропотливо, продумывая каждую деталь и подбирая материал из которого ее сделать. Каждый из созданных им фотоаппаратов имеет четкое предназначение. Уэйн Мартин Бельгер ученый мистик, который с помощью аппаратов визуализирующих невидимое пытается докопаться до истинной сути явлений природы. Он дружит с Джоэлом Питером Виткиным и тот с удовольствием использует эти странные макабрические фотокамеры для создания своих жутковатых проектов. Виткин тоже исследует необъяснимые процессы, связанные со смертью.
Перед тем как приступить к работе над очередной фотокамерой художник долго размышляет над тем, что будет этой камерой снимать, что исследовать, к какому результату может прийти, каковой должна быть символика и мифология аппарата. И только когда четко сформулирует для себя цели и определит предмет съемки, приступает к работе над созданием камеры. Он собирает всевозможные артефакты и реликвии, связанные с темой визуализации. Все детали из которых изготавливается фотоаппарат служат священным мистическим мостом между автором и объектом съемки. Фотоаппарат выполняет роль магического проводника в потусторонние миры. Он помогает стать свидетелем ужасов разложения и красоты распада времени и света. Художник создает камеру специально для фотографирования жертв СПИДа. Снимает их через встроенный перед пинхолом флакон с инфицированной страшными вирусами кровью. За жизнью оленей в витринах музея он тайно наблюдал с помощью камеры, созданной из черепа и рогов оленя и предназначенной для изучения ритуалов охоты на диких животных и обличения браконьеров. Мертвый олень в виде фотокамеры фиксировал на пленку мертвых оленей, мертвых волков и медведей в зоомузее. Бельгер устанавливал 2-х часовые выдержки. Беременные женщины были сняты камерой, где пинхолом служит дырка пробитая в сердце девятимесячного ребенка. Сеодце художник нашел в гараже возле уничтоженного анатомического музея. Кроме того, фотограф собирался с помощью этого фотографического приспособления изучать причины смерти своего брата и понаблюдать за его существованием в загробном мире. А посвятил он это изделие девочке, умершей в девятилетнем возрасте и назвал алтарем. Каждое устройство, построенное Бельгером содержит свою святыню, каждая серия потусторонних фотографий является лишь частью ритуала и несет в себе дух камеры и концепции воплощенной в ней. Бельгер тщательно продумывает и дает имена своим творениям. Имена имеют важное значение в создании снимка, они, по мнению автора, и создают ауру фотографии, куда помещен еще и дух фотографируемого объекта. Камеры создают больше чем просто изображение, они охотятся на духов. Камеры - живые объекты, утверждает художник, любовно поглаживая пятисотлетний череп с фотопластинкой внутри. Он говорит, что это алтари, храмы… Возле них можно читать молитвы или заклинания. Одну из камер он сделал из кусков Библии, Корана и Торы. Бельгер считает, что у каждого настоящего фотографа должна быть своя камера, ритмы жизни которой совпадают с с его ритмами жизни. У фотографа должна быть взаимная любовь с камерой, тогда у него будет все получаться. В мире ни один завод не делает камер, которые бы устроили Бельгера и он вынужден мастерить их сам.
Фотоаппарат Диир
Снимок, сделаный этим фотком
Остальные фотооаппараты можно посмотреть здесь, а заодео и почитать о них: http://journal.foto.ua/education/practice/15136.html