photoschool_phl (photoschool_phl) wrote,
photoschool_phl
photoschool_phl

Categories:

Чернигов ФотоФест 2011

Второй раз в Чернигове собрались фотографы и любители фотографии на пока единственный в стране свой настоящий праздник. Организаторы собрали 15 больших и маленьких проектов, которые представляли радикально различные направления фотографии. Было приятно получать разные впечатления. И, иногда, даже удивляться! Организаторы фестиваля еще в поиске своего, уникального лица, и пока экспериментируют с различными направлениями фотографии. Вначале планировалось жестко придерживаться линии ручных форм получения негатива и отпечатка. Но слишком узок круг приверженцев такой фотографии. Пришлось расширять рамки и охватывать широкий спектр фотографических направлений, расставляя лишь приоритеты. И правильно. Зритель был постоянно бодр от разнообразия впечатлений. Фестиваль был обозначен темой «Школа». Поэтому различные разделы форума носили школьные названия: «Школа выживания» (Документальный блок) , «Школа мастерства» (станковая фотография), «Главный Урок» (фотографы Украинской Фотографической Альтернативы) и т.д.
Фестиваль украсили два неформальных события. Первое - участницу выставочной программы Иру Попову едва не выпили полчища клопов. Второе - парфюмеры напали на выставку УФА.
Открывала фестиваль выставка амбротипов «Зазеркалье.150 лет после».

Авторы - питерский фотограф Алексей Алексеев, англичанин Льюис Керолл, ученый математик, сказочник, фотограф и вообще человечище, а также неизвестный рабочий, сделавший зеркала, развешанные между фотографиями. Снимки обоих фотографов и зеркала висели вперемешку, означая связь времен, сохранение и преемственность традиций, делая участниками экспозиции каждого посетителя. Предложенный экспозиционный ход сильно усложнил восприятие выставки. Не получалось сосредоточиться на одном из авторов. А тут еще постоянно приходилось натыкаться на надоевшую за несколько десятилетий свою физиономию. Это было ужасно. Керолл и Алексеев были настолько разными, что активно отрицали один другого, несмотря на то, что Алексеев иллюстрировал английского писателя. За Кероллом стоит мощная история, он один из лучших фотографов девятнадцатого столетия, единственный из своих современников попал на выставку Стейхена «Род человеческий», о нем до сих пор спорят психиатры и искусствоведы, историки литературы и прочие археологи душ человеческих. Алексеев мастер своего дела, но рядом с картинами из позапрошлого века его работы смотрелись несколько искусственно, а персонажи смущали наигранностью принятых на себя образов. Если бы фотографов разделить, даже в одном зале, получился бы нормальный диалог, взгляд из прошлого в будущее и наоборот.
После знакомства с коллоидной фотографией зрители погуляли по теплой и бесконечно беспроблемной выставке днепропетровской школы «Пикториальная фотография». Сейчас от школы ничего не осталось. А может ее и не было совсем. Тонированные в сепию фотографии, разрисовки Александра Фельдмана, хатки, арочки, что-то расплывающееся… Было уютно.

Фотодокументализм
Далее открывали свои экспозиции жесткие документалисты. Шведский фотограф агентства «VU» Крис Малужински, прославившийся недавно съемками ковров в казино Лас-Вегаса выступил с историей «Остров Тори. Ирландия». Черно-белые фотографии, сделанные в 2002 году спокойно и традиционно повествуют о затихающей жизни на маленьком, богатом историей, ирландском острове в Атлантическом океане. Следующий раз Крис сюда приедет, если на острове останется десять жителей, или ни одного. В глаза бросилась довольно сильная обработка фотографий. Но для этого автора подобный стиль подачи изображений характерен.

Потом все собрались в зале, где выставлял свои работы киевский документалист Александр Гляделов. Его выставка называлась «Человек и тюрьма». В помещении было светло, но ощущение было такое, что внезапно настала ночь. Каждая фотография втягивала в себя как черная дыра и не отпускала. Фотограф прожил каждый снимок, стал частью его. Фотографии выглядели как окна куда-то в другой темный мир, страшный, жестокий и, в принципе, очень близкий. Фотографии как живые дышали в лицо… смертью. Гляделов рассказывал о своей работе над этой серией. Его голос звучал очень тихо.

Ирина Попова стала известна благодаря фотоистории о молодой семье питерских наркоманов и также очень неплохой статье о Международном портфолио ревю состоявшемся в Москве, ну и теперь об украинском фестивале. В Чернигове она показывала выставку «Прощание с Кежмою» о сибирском селе, которое в скором времени поглотят воды очередного водохранилища. Это красивая, грустная, цветная, вечерняя по свету история. Портреты, виды села, жанровые сценки – обычное течение жизни. Из текста узнаем, что сюда уже не привозят продукты, отключили электричество, не работает школа. Хотя, по снимкам и не скажешь. Живут себе люди и живут. Фотографии не запоминаются, остается в голове какой-то сумеречный оттенок.

Шведский фотограф Йенс Ластен любит панорамные камеры. С их помощью и создает свои истории. Он рассказывает об Абхазии. В отличие от тьмы своих коллег, которые там уже все отсняли до Йенса, он легок, нежен, внимателен к людям, очень любит маленьких девочек, что его роднит с Льюисом Кероллом. У него самого дочка. Ластен удивительным образом обтекает конфликты, уходит от жестокости, прячется от опасности. Его привлекают личные отношения между людьми. Посмотрев фотографии шведа, мне почему-то вспомнились снимки Сергея Полякова. Сильного фотографа из Одессы. Они очень похожи по сюжетам, по стилю. Но Ластен любит, а Поляков, у меня сложилось такое впечатление, ненавидит. Но если бы Ластен родился здесь, был бы он так чист и светел?

Литовский фотограф Витас Луцкус умер давно. Но фотографии его живут. Художник по образованию он был фотографом по призванию. Один из создателей литовской школы фотографии оставил после себя огромное наследие от репортажей до сюрреалистической фотографии. На выставке мы увидели его документальную фотографию, сделанную во время путешествий по Советскому Союзу. Одна из самых сильных экспозиций на фестивале.

Киевлянка Женя Белорусец показала серию своей жизни «Гоголевская, 32». Этот вариант экспозиции был более причесан и культурен, чем тот, что она показала в Киеве в Центре Современного искусства НАУКМА. Черно-белая серия о жителях старого дома, предназначенного на снос, живущих без воды, без тепла и электричества, но борющихся за свое право на новую жилплощадь в центре Киева, где стоит их дом. Этот цикл принес Белорусец победу на конкурсе социальной фотографии, организованном британским Королевским фотографическим обществом совместно с газетой Guardian. Приз составил 2000 британских фунтов стерлингов. Женя человек беспокойный и социально активный. Она редактирует литературный сайт «Просторы», преподает и борется с несправедливостью.

Лоли Кантор проехала по еврейским местечкам Украины, Польши и сделала выставку с метафорическим названием «Здесь был лес». Печальная ностальгическая серия об исчезновении культуры ее народа на этих землях. Лет 25 назад такое же путешествие совершила Рита Островская и издала книгу в Германии. Невольно напрашивалось сравнение. Те же синагоги, кладбища. Только у Риты еще был «лес», а у Лоли его уже нет.

Школа мастерства
«Дневник сумасшедшего» составили фотографии участников творческого объединения «Станковая фотография ХХІ». Гоголь, Анхель де Куатье, «Станковая фотография ХХІ» - все хотят быть сумасшедшими. Как писал Анхель: «Люди воображают, будто человеческий мозг находится в голове; совсем нет: он приносится ветром со стороны Каспийского Моря». Всюду были обнаженные тела, некоторые изувеченные, погруженные во мрак, обнимаемые полосатым светом. Обнаженные тела – это выбранное, это судьба, так сложилось. Никуда уже назад не отыграешь. Поздно пить боржом, когда до середины зала дошел. Обнаженка засосала. А еще натюрморты. Очень большое пространство. Салонная фотография с мрачными оттенками. Я бы купил две фотографии. Но дорого.

После всего мы потанцевали возле огромного школьного автобуса из окон которого на нас смотрели детские лица.
На следующий день была презентация фотобиблиотеки, а Александр Чекменев представил свою новую книгу «Донбасс». О ней уже много написано и, очередной раз, резать вены на руках уже не хочется. Хорошая книжка.

Далее мы отправились в кафе «Абажур». Среди кремовых штор, тортиков, пироженных в приятной мещанской обстановке висели замечательные снимки Анастасии Завало из Киева. Тоже салонная фотография в технике лит-печати. Картины без сомнения украсили кафе и создали новые оттенки в интерьере.

Выпив по чашке капучино мы отправились на следующую выставку. Пройдя через подворотню, дворы, оказались в замечательном подвальчике. Там, в небольшом зале висели работы, выполненные также в технике масляной печати. Авторы Сергей Чех и Алексей Пиштар постарались заворожить публику не только техникой но и сюжетами. Кроме лодок, обычных двориков и арочек, характерных для этого направления фотографии, здесь были сюрреалистические сюжеты, таинственные фигуры людей с разбрызганными лицами… Все сделано очень художественно.

УФА и Козловский
В Торгово Промышленную Палату, где открывались выставки УФА «Главный урок» и «Смещение времени» Вадима Козловского пришлось ехать на такси. Козловский показал отличную клубную фотографию. Очень красивую и изящную, тонкую и монохромную. А вокруг него развернулась настоящая вакханалия Украинской Фотографической Альтернативы под названием «Главный урок» (Куратор А. Ляпин). Здесь был нарочитый и наглый кич учениц Ляпина и московской художницы Виты Буйвид, плакатный сарказм Кости Смолянинова, влажная обнаженка Богдана Гуляя, порнография Валентина Бобика и Романа Пятковки, автопортретные рефлексии Иры Василенко и Милы Войтович, инсталляция Олега Усатюка, десакрализирующая фотографию. Важной частью этой акции стала знаменитая документальная фотографиня из России Ирина Попова. Юрий Салабай выстроил на стене что-то очень архитектурное, а Иван Черничкин и Трикоз пьяное, но документальное. Миша Педан показал как смотрят в Европе через глаза своей ученицы. Это был, конечно же, удар по общественному вкусу. Однажды собравшиеся тут парфюмеры набросились на выставку и уничтожили работы нескольких авторов. «Главный урок» прошел успешно, надо полагать.

Портфолио ревю
Международное портфолио ревю состоялось в стиле фестиваля. Это, скорее всего, была тоже школа. Мы ходили от стола к столу и показывали свои фотографии. Нам давали советы. Говорили, что нет проектного мышления. Забавно было, что ревьюеры совершенно по разному оценивали фотографии. Но я вынес одно, фотографией заниматься больше не буду.
Победил в конкурсе участников ревю львовский фотограф Ярослав Тымчишин с цветной, очень цветной концептуальной фотографией. Мне тоже понравились его снимки, соединенные в странные пары.

Был еще огромный лекционный курс. Фотографы, участники выставочной программы рассказывали о своем творчестве. Учили делать хорошие фотографии. Я опять решил заняться фотографией.
С. Т.
Tags: Чернигов Фото Фестиваль, Школа выживаия, фотография
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments